например, Комсомолец, Администрация, База, Гостиница

Герб

Флаг

Страна Россия
Субъект федерации Ростовская область
Координаты 47°31′00″ с. ш. 42°09′00″ в. д.
Глава Фирсов Виктор Александрович
Основан 1950
Прежние названия Волго-Донск
Город с 1956
Площадь 182,3 км²
Высота центра 50 м
Население ▲2010
Плотность 927,5 чел./км²
Агломерация 0,2 млн чел.
Этнохороним волгодо́нец, волгодонча́нка, волгодо́нцы
Часовой пояс UTC+4
Телефонный код +7 8639
Почтовые индексы 347340—347399
Автомобильный код
61, 161
Код ОКАТО 60 412
Ваше мнение

Социальные нормы
Против. Но платить придётся.  50 % (2 голоса)
За. Буду платить.  25 % (1 голос)
Не буду оплачивать вообще.  25 % (1 голос)
Всего проголосовало: 4
Голосование завершено


Анекдот дня
Утро. Завтракают мужчина и женщина. Он:
- Дорогая, сделай мне бутерброд с маслом и икрой.
Она аккуратно намазывает масло на хлеб, кладёт сверху икру. Он съедает. Через пару минут:
- Cделай ещё!
Она:
- Не буду! Это была демонстрационная версия заботливой женщины. Лицензионную версию ты сможешь приобрести только после регистрации брака.


Статистика сайта
432 Предприятий
551 Телефонов
0 Объявлений

О городе / Волгодонск

География

Волгодонск расположен в восточной части Ростовской области, между двумя городами-миллионниками — Ростовом-на-Дону и Волгоградом и в относительной близости от главных городов крупных субъектов Российской Федерации — Ставрополя, Краснодара и Элисты. Город раскинулся в Сальских степях, на левом берегу Цимлянского водохранилища (на реке Дон). Водными путями связан с пятью морями — Белым и Балтийским на севере, Каспийским на востоке, Азовским и Чёрным на юге. В Волгодонске начинается ирригационный Донской Магистральный канал.


Климат

Город находится в зоне с континентальным климатом с умеренно холодной, малоснежной зимой и очень тёплым и солнечным летом. Средняя температура июля +23,5 °C. Среднегодовая температура составляет +9,3 °C. Каждый год в Волгодонске в среднем выпадает 448 мм осадков.

Климат Волгодонска (1952−2008)
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 15,4 18,0 22,4 31,1 35,6 37,5 39,5 40,5 36,1 30,6 19,6 15,1 40,5
Средний максимум, °C −2,1 −1,5 4,0 14,5 21,6 26,4 29,0 28,1 22,0 13,9 5,5 0,3 13,6
Средняя температура, °C −5,1 −4,9 0,2 9,4 16,3 20,9 23,5 22,7 16,8 9,6 2,6 −2,3 9,3
Средний минимум, °C −7,7 −7,9 −2,8 5,4 11,7 16,1 18,5 17,9 12,3 6,1 0,1 −4,6 5,6
Абсолютный минимум, °C −31,4 −31,8 −23,8 −8,5 −0,7 3,6 9,3 4,8 −1,2 −9,7 −27 −27,8 −31,8
Норма осадков, мм 36,9 30,6 32,2 34,7 40,3 44,1 41,3 30,2 36,6 33,9 40 46,8 447,6

Предыстория

Своим рождением Волгодонск обязан строительству Волго-Донского судоходного канала. Попытки соединить Волгу и Дон предпринимались в середине XVI и в конце XVII веков. В последующие столетия русские учёные не раз возвращались к вопросу о соединении Волги и Дона, как к насущной экономической проблеме. В 1920-е годы на трассе будущего канала снова стали работать изыскатели и геодезисты. С 1928 года начались работы по рытью канала, но сделать это вручную землекопам оказалось не под силу. В 1938 году в журнале «Техника молодёжи» впервые упомянуто название проектируемого поселка — Волго-Донск[6]. В 1940-е годы в связи с Великой Отечественной войной работы по строительству канала пришлось приостановить.

Первая великая стройка

План строительной площадки Цимлянского гидроузла.

Вплотную к строительству Волго-Дона страна приступила лишь в 1949 году. К станице Цимлянской начали стекаться многочисленные грузы и стройматериалы. Сюда же, на крупнейшую послевоенную стройку, устремились отряды гидростроителей, которые начали селиться в ближайших хуторах и станицах. Вскоре для них было сооружено временное жильё в посёлках Шлюзы и Ново-Солёновский.

Однако, для строительства и эксплуатации Цимлянского гидроузла был необходим посёлок эксплуатационников (сокращённо — экспосёлок). В декабре 1949 года территорию, на которой сейчас находится город, изучала специальная межведомственная комиссия, которая пришла к заключению о том, что это место является наиболее благоприятным для размещения экспосёлка. 149 казачьих станиц, попадавших в зону затопления, переселили на возвышенные места — берега будущего Цимлянского водохранилища. Одновременно с сооружением жилья началась прокладка железнодорожных веток от станций «Морозовская» и «Куберле» к станции «Цимлянской». Позже появилась железнодорожная станция «Добровольская» (ныне «Волгодонская»)


Рождение Волгодонска

Первые жилые дома Волгодонска. 1950-е годы.


Вторая великая стройка. Развитие Волгодонска

В апреле 1955 года вышло постановление Совета Министров СССР «О мероприятиях по совершенствованию производства заменителей зерна и пищевых жиров, расходуемых на технические цели». К этому времени возникла необходимость в использовании в технических целях искусственных жиров, вместо пищевых. Для этого был необходим новый химический комбинат. Для строительства этого завода был выбран Волго-Донск, так как после возведения Волго-Донского канала осталась большая строительная база, а кроме того посёлок обладал большими земельными и водными ресурсами. Население Волго-Донска к тому времени составляло 9148 человек.

2 ноября 1956 года Президиум Верховного Совета РСФСР своим Указом преобразовал посёлок Волго-Донск в город районного подчинения Волгодонск. В черту Волгодонска в соответствии с Указом включался посёлок Ново-Солёновский. 16 мая 1957 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР по переименованию Романовского района в Волгодонской и перенесения районного центра в Волгодонск.

20 марта 1957 года состоялась сессия Волгодонского городского Совета депутатов трудящихся. Председателем исполкома горсовета был избран Иван Яковлевич Клименко, который стал первым градоначальником Волгодонска.

С 1958 года запрещена прописка в посёлке Ново-Солёновском. Он строился как временный посёлок для строителей Цимлянского гидроузла и состоял в основном из временного жилья — бараков и юртов, которые пришли в негодность. Жителей посёлка начали переселять в новые дома Волгодонска.

В ноябре 1958 года сдана первая очередь химзавода и начала работать ТЭЦ-1. 22 января 1959 года химкомбинат выработал первую продукцию.

В 1960 году принят новый генеральный план строительства Волгодонска, предусматривающий застройку города на 20 лет вперёд. Согласно этому плану, в 1980 году численность населения Волгодонска должна составлять 85 тысяч человек. Прежний план, принятый в 1953 году на 15 лет — устарел, так как согласно ему население Волгодонска должно составлять всего лишь 22 тысячи человек. А самый первый генплан развития ещё экспосёлка предполагал всего 3,3 тысячи жителей.

25 мая 1971 года началось регулярное авиасообщение между Волгодонском и Ростовом-на-Дону. Самолёт «Як-40» три раза в сутки отправлялся с аэропорта «Волгодонск», который был построен в Цимлянске.

В 1973 году начато строительство нового завода тяжёлого машиностроения (будущего «Атоммаша»). С этим заводом связан новый этап в истории Волгодонска.


Третья великая стройка. Бурный расцвет

Памятник в виде ключей, построенный в честь строительства первого жилого дома в Новом городе.

Благодаря этой грандиозной стройке город пережил свое очередное, уже 3-е рождение. В ноябре 1974 года Совет министров СССР утвердил технический проект комплекса первой очереди ВЗТМ. Пуск планировался в 1977 году. Стройка Волгодонского завода тяжелого машиностроения (именно так изначально был назван «Атоммаш») была объявлена ударной комсомольской. Уже в первом полугодии 1975 года по комсомольским путевкам сюда прибыли 470 человек. Молодёжь ехала со всех уголков страны.

Вместе со строительством завода-гиганта началось возведение новой части Волгодонска на левом берегу Сухо-Соленовского залива Цимлянского водохранилища. Так появился Новый город. Первые котлованы начали рыть 21 ноября 1973 года. Первую панель торжественно установили 15 января 1976 года, а первый дом в Новом городе заселился 10 июля. В честь этого события на стене дома вывешена табличка: «Первое здание в новой части Волгодонска сдано в июле 1976 года», а рядом с домом установлен памятник в виде больших ключей.

С первых дней строительства Нового города начались дебаты о мосте, который должен был соединить новую и старую части города. До этого проехать на места новостроек можно было лишь через маленький мост в Красном Яру). Отдел архитектуры выступал за то, чтобы построить мост, который бы стал украшением города. Но к сожалению, в этих дебатах победила другая сторона — дирекция строящегося завода, настоявшая на строительстве путепровода. Это было проще, быстрее и дешевле. Строительство началось в 1976 году[9].

В 1975 году средний возраст волгодонцев составлял 29 лет. 2 июня 1978 года в городе родился 100-тысячный житель, а 3 апреля 1983 — 150-тысячный.


28 октября 1977 года в 14.40 по местному времени состоялось ещё одно эпохальное событие в городе Волгодонске — в торжественной обстановке заложен первый фундаментный блок Ростовской (Волгодонской) атомной электростанции.

25 апреля 1979 года заложен первый камень на месте предполагаемого строительства завода «Энергомаш», который должен был стать заводом по производству парогенераторов и водогрейных установок для нефтяной промышленности. Однако первую сваю нового завода заложили 1 апреля 1980 года. По замыслу новое предприятие должно было стать больше «Атоммаша». Предполагалось, что на «Энергомаше» будут работать 25 тысяч человек. Но новую идею так и не удалось воплотить в жизнь.

18 февраля 1983 года на «Атоммаше» состоялся торжественный митинг, посвященный выпуску первого донского атомного реактора. Его корпус выполнен на полгода раньше запланированного срока.

В середине 1980-х годов Волгодонск представлял собой многонациональный город. Здесь собрались представители 87 народностей. Город гордился своим предназначением, уникальными объектами. Но к сожалению не всем надеждам было суждено сбыться.


Смятение

После аварии на Чернобыльской АЭС Волгодонск охватила паника. Жители стали бояться повторения ЧП на Ростовской АЭС. Многие политики сделали себе на этом страхе политическую карьеру. Не разбираясь в атомной энергетике, они умело играли на страхе людей, постоянно его подогревали. В средствах массовой информации, в листовках, на митингах обнародовались все факты брака, допущенного при строительстве станции. В городе набрало силу общественное движение «Зелёная волна», открыто протестующее против дальнейшего строительства РоАЭС. Пиком «зелёного» движения стал 1990 год. Большинство предприятий Волгодонска выступило в поддержку прекращения строительства станции. 6 августа состоялась мощная акция — блокирование АЭС. Под напором общественного мнения 6 апреля 1990 года Волгодонский горисполком принял решение о прекращении строительства атомной станции.

С другой стороны, после чернобыльской катастрофы резко сократились заказы на оборудование для атомной энергетики. Объём производства на Атоммаше упал более чем в 2 раза.

В результате деловая активность в Волгодонске сменилась политической. 24-25 ноября 1990 года в городе состоялась областная учредительная конференция движения «Демократическая Россия», а 16 июня — Первый большой казачий круг. Казаки участвовали в митингах по поводу АЭС, выезжали в «горячие точки». 9 февраля 1993 года в Боснии погиб внештатный корреспондент газеты «Вечерний Волгодонск», казачий полковник, историк и литератор Геннадий Котов.

С 1992 года, после приостановки строительства атомной станции и падения производства на большинстве городских предприятий, бюджет города стал дефицитным, а город — дотационным. Спад производства ощущался во всех сферах. Как и в целом по стране, в Волгодонске начались перебои с выплатой зарплат. Один за одним стали вспыхивать митинги и забастовки. Самой массовой стала акция протеста 7 октября 1998 года, на которую собрались тысячи не получающих зарплату горожан, — в основном учителя, медики, коммунальщики.

С 1996 года смертность в Волгодонске стала превышать рождаемость.

В сентябре 1999 года по России прошла серия взрывов жилых домов террористами. Беда не обошла стороной и Волгодонск. После терактов в Буйнакске и Москве, 16 сентября в 05.57 по местному времени взорван жилой дом по адресу Октябрьское шоссе, 35. Девятнадцать человек погибли, несколько сотен получили ранения.


Ростовская АЭС. Второе рождение

Новый этап развития Волгодонска начался 6 апреля 1998 года. В этот день депутаты городской Думы на внеочередном заседании рассматривали вопрос «О перспективах социально-экономического развития Волгодонска». К тому времени экономическая ситуация, в которой оказался Волгодонск, была критической. Город погряз в долгах, дотационный бюджет имел огромный дефицит. Примерно за час обсуждений народные избранники решили обратиться к Правительству России с предложением о продолжении строительства Ростовской АЭС.

Горожане решение депутатов не поддержали. Люди протестовали, устраивали митинги, направляли резолюции во все инстанции. Тем не менее, 26 июня губернатор Ростовской области Владимир Чуб распорядился создать комиссию, которая должна была дать заключение о дальнейшей судьбе атомной станции. Комиссия решила, что такой вопрос находится в компетенции Правительства России, однако решение возможно только в случае положительного заключения повторной Государственной экологической экспертизы.

Свой вывод эксперты сделали 7 февраля 2000 года. Согласно заключению Государственной экспертизы, Ростовская АЭС соответствует требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации. И 10 мая Госатомнадзор выдал лицензию на продолжение сооружения первого энергоблока.


Возрождение

19 января 2001 года Госатомнадзор выдал лицензию на эксплуатацию первого блока Ростовской АЭС. 21 января в реактор была загружена первая кассета с ядерным топливом, а 23 февраля реактор выведен на минимальный контролируемый уровень мощности. 30 марта в 8 часов 47 минут по местному времени на атомной станции был включен турбогенератор и АЭС дала свой первый ток. Действующая станция до 2010 года называлась «Волгодонская АЭС».

Экономика Волгодонска начала возрождаться. Долги по зарплате сокращались. Стали реконструироваться и строиться коммуникации, возводиться новое жильё. Снова начал получать заказы атомной тематики Атоммаш.


Население

По данным на 1 января 2010 года, в Волгодонске проживает 169 087 человек (106-е место в России). По сравнению с 2009 годом этот показатель увеличился на 59 человек. Увеличение связано с замедлением естественной убыли населения и положительной миграцией. 54,4 % жителей города — женщины, 45,6 % — мужчины[19]. Предварительные результаты Всероссийской переписи населения 2010 года также показывают положительную динамику: 170,6 тыс человек, из них 46,01 % составляют мужчины, а 53,99 % — женщины. По итогам переписи Волгодонск стал четвёртым городом Ростовской области по численности населения, впервые опередив Новочеркасск.

Динамика изменения численности населения Волгодонска:

Транспорт города
городской транспорт волгодонска
Автобусы
Троллейбусы
Маршрутные такси
Такси
междугородний транспорт волгодонска
Поезда
Электрички
Междугородние автобусы



О! Работа!
Последние вакансии




Ждём Ваших писем:

Написать письмо
18+